Россия вспрянет ото сна

Новая статья А.В. Воронцова  

Чиновники обращаются с Петербургом как Тарас Бульба с сыном: я тебя породил, я тебя и убью (я тебя на свой лад выверну). Захотим – дадим городу одно имя, захотим – другое. В голове рождается легкость мыслей необыкновенная: я уехал, я уехал в Петербург, а приехал в Ленинград. Ну а про такую мелочь, как название улиц, и говорить не приходится. Чем, к примеру, кому-то не угодил Гоголь, даже покойная баба Ванга не сказала бы. Но ведь не стало улицы Гоголя – и все тут.

А уж про советское прошлое, вроде бы, и спрашивать неприлично. Такое ощущение, что это про него поет Примадонна: «И в прошлое закрою дверь». Ловкие портные перешивают топонимику, а заодно – всю историю. «Пушкин – наше всё» – самая расхожая фраза поводырей, ведущих свою паству к земному раю. Кто бы спорил. Но если Пушкин – «всё», давайте всего Пушкина и читать, и время от времени прочищать свои мозговые извилины его мыслями. Давайте относиться к нашей истории, как Пушкин: «но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Игра градоначальников в столичный статус Петербурга становится их главной забавой.

Один из них помпезно представил Петербург как культурную столицу. Другой, то ли решил, что культура уже исчерпала себя, то ли вообще ничего не думал, а сразу объявил Петербург столицей духовности. Все городские акции становятся теперь духовноподъемными. Дай Бог! Лишь бы в трясину духовного ширпотреба не погрузиться. Лишь бы не свести культуру, тем более духовность к строительству башни Газпрома или к борьбе с сосульками. Потому что культура, тем более духовность означает нечто большее – формирование петербуржца как носителя особого типа петербургской культуры, петербургской духовности. Человека, который, опять-таки по Пушкину, «духовной жаждою томим», для которого культура – образ жизни, духовность – звездное небо над нами и нравственный законно внутри нас (Кант). А пока, увы, не до томления.

 Варвары-чиновники говорят о высоком и жульничают. Самые образованные из них даже академика Лихачева не прочь процитировать. Вот только «небесная линия» над Невой от этого более защищенной себя не чувствует. Для варвара-чиновника ничего святого нет. В левой руке у него «Декларация прав культуры» Д.Лихачева, а правой он санкционирует снесение исторического центра, строительство развлекательных центров на бывших кладбищах. Варвару-обывателю ни нательный крест, ни книжки Лихачева не нужны. Его религия – погром.

 Он рушит скульптуры в Летнем саду, спиливает орлов с решетки Александрийского столпа, замазывает краской коней Клодта, взрывает памятник Ленину у Финляндского вокзала. То, что происходит – всего лишь следствие. Причина – в государственной культурной политике, в экономических реформах, которые привели к появлению слоя «новых бедных», люмпенизированной интеллигенции, в реформах образования, оболванивающих молодых людей, в телевидении, демонстрирующем «звезд» с мозгами, поставленными прямо на половые органы. Те, кто сегодня правят бал («Сатана там правит бал») добились главного. Исчезла любовь к книге как к чуду. Человек вкусил «сладкую свободу нечитания» (Е.Евтушенко). Два года назад в зоопарке появилась клетка с двумя мужчинами, читающими книгу. Надпись: «Человек читающий. Вымирающий вид».

  Павильон России на Всемирной выставке «Экспо-10» в Шанхае назван Незнайкой. Но главный удар нынешний режим нанес русскому языку. Язык – голосовая оболочка времени. Возвращение к словарному запасу Эллочки-людоедки, к ненормированной лексике, внедрение в обиход блатного языка, языка криминального мира, кем-то сознательно раскручиваемого «олбанского языка» – национальное преступление. Даже в годы Великой Отечественной войны А.Ахматова клялась сохранить русский язык, великое русское слово. Партии, потворствующие распаду русского языка (а лидер ЛДПР даже предлагал легализовать мат как народный язык) не должны больше представлять законодательную власть.

Партии, растащившие общество на «своих» и «чужих», «наших» и «ненаших», сбросившие культуру на свалку истории, должны уйти с политической сцены. Пушкин был убежден, что Россия вспрянет ото сна. Я вижу, как зреют гроздья гнева, я слышу протестный голос улицы. Я верю, что 4 декабря в день выборов в Законодательное собрание Россия проснется и откажет в доверии обанкротившейся власти.

А.В.Воронцов, Почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена

Код для вставки в блог: