Набег «финансовой саранчи»

На прошедшем недавно Петербургском экономическом форуме президент Медведев выступил с инициативой радикально изменить характер экономических отношений России с США и другими странами Запада. В реформировании российской экономики большая роль должна быть отведена западным финансовым инвестициям и приобретению западной технологии. На российском рынке необходимо создать самые благоприятные и надёжные условия для зарубежных инвесторов. В повестку дня поставлен вопрос о сокращении в пять раз российских государственных «стратегических предприятий». Очевидно, имеется в виду их приватизация.  

Есть серьёзный повод обратиться к недавнему опыту американских инвестиций в странах Европы. Несколько лет назад Франц Мюнтеферинг, в то время председатель Социал-демократической партии Германии, обрушился с критикой на иностранных инвесторов – «они не думают о людях, чьи рабочие места они уничтожают. Они остаются анонимными, не имеют лица, нападают как стая саранчи на предприятия, пожирают их и далее набрасываются на всё новые и новые». С тех пор термин «стратегия финансовой саранчи» стал синонимом для действий американской финансовой олигархии в Европе.

В 2006 году на поглощение иностранных фирм во всём мире была израсходована громадная сумма в 3,7 трлн. долларов. Для этого у американцев были самые благоприятные возможности: Центральная резервная система США бесконтрольно печатала в громадных количествах «бумажные фантики» – доллары. Гигантские денежные средства были брошены на скупку зарубежных предприятий и иной собственности. При этом использовались коварные методы. Например, американские тузы намеренно предоставляли предприятиям завышенные кредиты, которые они оказывались не в состоянии вернуть в срок и терпели банкротство. А затем их поглощали иностранные кредиторы.

Этот метод был применён не только к отдельным предприятиям, но и к целым странам. Яркий пример тому – Греция, оказавшаяся перед лицом дефолта в результате финансовых махинаций группы олигархических спекулянтов. Ныне, в век глобализации, на смену предпринимательскому капитализму пришёл агрессивный финансовый капитализм. Колоссальные экономические и политические выгоды в конкурентной борьбе можно извлечь из скупки зарубежной собственности, из подрыва экономики отдельных государств или резервной валюты, господствующей в других странах, как, например, в еврозоне. Особую привлекательность в этом плане представляет ныне Россия.

Бывший депутат бундестага Альфред Мехтерсхаимер, возглавляющий ныне Фонд научных исследований «Наша страна – Германия», издал справочники по германской экономике под красноречивым названием «Международные концерны скупают предприятия Германии. Бессилие политики и потребителей?». Он подробно описывает применяемую англо-саксонским финансовым капиталом тактику скупки предприятий и крупных экономических конгломератов Германии, раскрывает масштабы этой деятельности. По его данным, в Германии в собственность американских финансовых воротил перешло три года назад 5 тыс. германских предприятий.

Даже такой экономический гигант, как «Маннесман», не устоял под натиском британской фирмы «Водафон» и был поглощён ею, что вызвало шок в Германии. Теперь на немецком рынке мобильных информационных технологий 60 процентов сбыта принадлежат зарубежному капиталу. После этого концерн «Маннесман» был разбит на 30 самостоятельных предприятий, ставших лёгкой добычей для иностранных конкурентов. Помните, как была расчленена энергетическая система России?

До 2006 года законы Германии запрещали зарубежным инвесторам вкладывать капитал в частные телевизионные компании. Но этот запрет был преодолён, когда немецкий телевизионный концерн «Кирха» оказался не в состоянии вернуть кредит американо-израильскому медиамагнату Хайму Забану. Тот воспользовался случаем и завладел концерном, скупив тем самым значительную долю частного телевидения Германии и получив возможность оказывать воздействие на немецкую общественность в духе «американских ценностей».

Но угрожает ли «финансовая саранча» России? Безусловно, да. В своё время российское правительство наложило табу на использование Стабилизационного фонда для инвестиций в собственную экономику и заставило российских предпринимателей обращаться за кредитами к западным инвесторам. В результате к 2009 году частный сектор России задолжал зарубежным кредиторам 450 млрд. долларов. Нашей политической и экономической безопасности был нанесён тяжёлый ущерб. К тому же во времена финансово-экономического кризиса громадная часть этих средств просто пропала. Шесть лет исключительно благоприятной для нас конъюнктуры на газ и нефть на мировом рынке, годы уникальных возможностей для экономического прорыва России в век высоких технологий были бездарно упущены.

Российская экономика остаётся очень уязвимой для воздействия прожорливой «финансовой саранчи». Она с удовольствием поглотит тысячи российских предприятий, особенно стратегического назначения. Уже многие спекулянты стали владельцами латифундий в сотни тысяч гектаров. О таком не смели даже мечтать самые крупные помещики в царской России.

Было бы наивно ожидать, что американские инвестиции потекут в высокотехнологичные отрасли российской экономики. Капитализм есть капитализм. Зачем усиливать своего конкурента? Тем более геополитического. Для американского бизнеса лучше вкладывать деньги в сырьевые отрасли российской экономики. Вот уже одна американская фирма подрядилась участвовать в бурении нефтяных скважин на Чёрном море. Как будто экологическая нефтекатастрофа гигантских масштабов в Мексиканском заливе не вопиет против этого. Как будто в России нет неизведанных ещё громадных залежей нефти и газа в Сибири и других районах.

Так надо ли радоваться и спешить навстречу новой волне приватизации, проводимой на этот раз в угоду иностранным собственникам?

Вячеслав ДАШИЧЕВ , доктор исторических наук

Источник: http://www.lgz.ru/article/13335/

Код для вставки в блог: